Этические аспекты детской стоматологии начинаются прямо в клинике с ребенком-пациентом, которого мы встречаем как стоматологи. Мы несём ответственность перед ребёнком-пациентом за стоматологическое лечение, и гигиену его полости рта на основе лучших доступных научных данных в сочетании с клиническим пониманием и опытом, а также с учётом его точки зрения. Таким образом, помимо кодексов профессиональной этики, которых мы должны придерживаться, этика в контексте детской стоматологии очень сильно влияет на то, как мы смотрим на детей и как на личностей, и как на пациентов. На протяжении всей истории общество рассматривало личность ребенка по-особенному. Статус ребенка в семье, обществе и учреждениях здравоохранения сильно менялся на протяжении многих лет, и все ещё существуют различия в зависимости от культуры и социальной структуры. Наше понимание ребенка сегодня во многом зависит от нашего понимания способностей ребенка с точки зрения психологического развития, языка и коммуникативных навыков, а также новых способов рассуждений по этическим и моральным вопросам.
В международном опыте медицинской этики одним из важнейших принципов обращения с детьми является приоритет соблюдения интересов ребенка. Наилучшие интересы ребенка всегда должны быть приоритетом во всех ситуациях и решениях, в которых участвуют дети. В ситуации стоматологической помощи это означает, что организация и планирование стоматологической помощи детям, включая компетентность и количество персонала, должны основываться на наилучших интересах ребенка. Итак, чтобы выполнить это, мы, как стоматологи, должны обладать знаниями и компетенцией в отношении детей и подростков. Мы должны знать о физическом и психологическом развитии, уметь общаться с детьми и их семьями, мы должны быть ориентированы на то, как дети проводят свои дни, о школе, культуре и социальных аспектах, связанных с повседневной жизнью детей. Это может показаться претенциозным, но такой подход показывает эффективные результаты на практике.
Конвенция ООН о правах ребенка повлияла на сектор здравоохранения, а также на то, как медицинская и стоматологическая помощь детям организована и предоставляется. Сегодня у ребенка более сильная позиция, и к его голосу не только прислушиваются, но и часто спрашивают при принятии решения о лечении и уходе. Детский ортодонт использует следующие принципы, при обращении с юными пациентами.
Четыре основных принципа биомедицинской этики
Этические соображения и анализ стали важной частью клинической работы стоматологов, особенно при работе с пациентами, которым требуется дополнительное внимание, чтобы гарантировать признание их точки зрения. Есть несколько философских взглядов, которые могут быть полезны. В 1970-х годах Томас Бошамп и Джеймс Чилдресс опубликовали учебник «Принципы биомедицинской этики», который с тех пор появился в нескольких новых изданиях, оказавший большое влияние на мировую практику медицинского обслуживания. Авторы описали различные этические принципы, четыре из которых считались центральными. За рубежом их часто называют Джорджтаунской мантрой в честь Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Четыре ценности — это принципы автономии, непричинения вреда, милосердия и справедливости.
Согласно принципу автономии, человек должен иметь право решать вопросы, волнующие его / его, как можно дольше. Но в то же время человек должен уважать и автономию других. Чтобы принимать адекватные решения, человеку нужна надежная, исчерпывающая и понятная информация от стоматолога о фактическом диагнозе и возможном лечении. Это предварительное условие для принятия решения человеком / пациентом. Следовательно, человек / пациент всегда имеет право отказаться от лечения при условии, что он / она компетентен принять решение по этому поводу, но не может требовать определенного лечения, поскольку все лечение должно проводиться в соответствии с принципом lege artis (с лат. – По закону искусства), т. е. в соответствии с законом медицинского искусства, основанного на научных данных и выполняющегося должным образом. Лечение проводится кем-то, и если этот специалист, например, стоматолог, не согласен с типом лечения, которое требует пациент, то специалист не обязан его проводить.
Не навреди – старый и общепризнанный принцип непричинения вреда, восходящий к Клятве Гиппократа. Банально, но он состоит в том, что мы должны не причинить вред пациенту. На первый взгляд это может показаться слишком уж примитивным и простым, но это не всегда так. Например, некоторые стоматологические процедуры болезненны, и, с точки зрения непричинения вреда, они могут быть пограничными в соответствии с этим принципом. Тем не менее, они выполняются, хотя бы вспомнить несколько потенциально болезненных ситуаций лечения: риск процедурной боли при инъекции местного обезболивающего или зондирования кармана. Это не обязательно противоречит принципу при условии, что пациент поддтвердил его, дав информированное согласие, и что данная процедура им одобрена и способствует укреплению здоровья. Однако по очевидным причинам важно, чтобы стоматолог всегда старался минимизировать риск боли и дискомфорта. В этом контексте необходимы местные анальгетики, общие анальгетики, седативные средства и, прежде всего, человечность и сочувствие при встрече и уходе за пациентами. Не может считаться этически правильным проводить лечение, которое вызывает боль и дискомфорт, не пытаясь минимизировать вред для пациента, если только ситуация не является более или менее опасной для жизни, что редко бывает в стоматологии.
Принцип «Делай благо» занимает очень прочное положение во всех сферах здравоохранения. Он выступает в интересах и во благо пациента, а также общества, и касается идеи обеспечения того, чтобы мы обеспечивали эффективное и хорошее лечение. Стоматология быстро развивается, и на рынке часто появляются новые методы и материалы, но очень немногие из них полностью оценены с научной точки зрения. Здесь снова присутствует идея работы в соответствии с lege artis. Знания о том, как систематически оценивать и использовать научные результаты, например, основанную на фактических данных методологию оценки стоматологического лечения, являются одним из способов гарантировать, что мы работаем в соответствии с принципом Делай благо. Мы, как профессионалы, несем ответственность за то, чтобы быть в курсе последних новостей о стоматологии, но также должны критически относиться к новым методам, пока мы не убедимся, что они хороши.
Принцип Справедливости гласит, что каждый человек должен иметь одинаковое и равное право на доступ к одинаковому виду стоматологической помощи и лечения независимо от возраста, пола, социального положения, образования, этнического происхождения, религии и т. д. По очевидным причинам может быть трудно соблюдать этот принцип в обществах, где сформировалась нехватка стоматологической помощи, а также финансов. Тем не менее, общество обязано стремиться к равным возможностям достижения хорошего здоровья полости рта для всего населения. Особенно важно для общества обеспечить наличие возможностей для оказания стоматологической помощи уязвимым группам пациентов, например, детям, пожилым людям и пациентам с ограниченными возможностями или лицам с ограниченными возможностями здоровья. Это фрагмент статьи, переведённый и отредактированный нами за авторством Гуниллы Клинберг, Айвара Эспелида и Йоханны Нордерид.
Таковы общие принципы медицинской этики, которым следуют, конечно же, и стоматологи. Эти принципы полностью применимы к пациентам всех возрастов, однако у подхода к детям есть свои особенности. Детские стоматологии в Тюмени, включая нашу, работают в соответствии с этими принципами.
Где найти качественную детскую стоматологию в Тюмени?
Мы приглашаем обращаться в нашу семейную стоматологию в Тюмени по адресу, ул. Мельничная, 83.
Записаться на приём можно по телефону: +7 (3452) 515 — 404.